Задержка психомоторного развития: симптомы и причины

В каждом определенном возрасте у ребенка формируются конкретные навыки – речевые, психические, двигательные (моторные). Замедление проявления этих навыков и есть синдром задержки психомоторного развития (ЗПМР). Бояться не нужно, потому что это не болезнь, а констатация самого факта, что у ребенка на момент осмотра неврологом отсутствуют функции, соответствующие возрасту. Лечить ЗПМР можно и нужно. И чем раньше, тем лучше.

Причины задержки психомоторного развития

Существуют 2 основные причины ЗМПР:

  • Темповое отклонение, когда эпикризный срок отставания составляет один-два периода. Часто является последствием тяжелого прохождения беременности – кислородным голоданием плода, слишком ранними родами. Симптомы неярко выраженные, так как нет повреждений головного мозга, центральная нервная система созревает медленнее, чем у здоровых детей. При своевременном лечении все функции быстро восстанавливаются.
  • Специфическое отклонение – это грубая задержка психомоторного развития, когда эпикризный срок отставания составляет более двух периодов. Здесь ЗПМР связано с родовыми травмами, повреждениями ишемического характера, врожденными пороками развития, наследственными заболеваниями, расстройствами обменных процессов в организме. Симптомы выраженные, проявляются в потере мышечной силы, гипертонусе мышц, изменении рефлексов. Необходимо длительное лечение и постоянная поддерживающая терапия.

Задержка психомоторного развития у ребенка

Замедление проявлений в эмоциональной, умственной, познавательной сферах относятся к психической составляющей ЗПМР. Есть определенный набор признаков, по которым определяется норма развития малыша. Ребенок первого года жизни должен проявлять следующие навыки:

  • два месяца – фиксация взгляда на предмете, «улыбашки»;
  • три месяца – произношение звуков, гуление;
  • пять-шесть месяцев – разделение своих и чужих;
  • восемь-девять месяцев – интерес к игрушкам, игровой деятельности;
  • десять-одиннадцать месяцев – подражание взрослой речи, лепет.

В первый год необходимо особо обращать внимание на психомоторное развитие. Задержкаможет выражаться с какой-то одной стороны (моторной или психической), а может развиваться комплексно, с наличием признаков обоих типов нарушений.

ЗПМР и похожие расстройства. Как не перепутать?

Нарушение моторных функций часто сопровождает другое заболевание, которое называется диспраксия или синдром «неуклюжего ребенка». В отличии от ЗПМР, здесь нет связи с нарушением тонуса мышц. Если ребенок с задержкой психомоторного развития испытывает проблемы с естественными двигательными навыками (бег, ходьба и т.д. ), то при диспраксии возникают трудности с выполнением заученных движений (пользоваться столовыми приборами, завязывание шнурков и т.д. ). В обоих случаях ребенку будет сложно производить моторные навыки: он будет хуже двигаться, медленнее координировать свои действия. Обычные детские забавы, активные игры будут приносить ему огорчения и трудности. ЗПР не позволит малышу быстро освоить игру в мяч, кататься на самокате и велосипеде, различать «право» и «лево» и пр. Со временем проблемы начнут выражаться в затруднениях с письмом и рисованием.

Не зря расстройство имеет название психомоторное: задержка развития может привести к нарушению речевых навыков. Проявляться отставание в формировании функций речи может уже к двухлетнему возрасту. Ближе к семи годам проявятся проблемы с чтением и письмом.

Как выявить и лечить ЗПМР?

Психомоторная задержка развития диагностируется в любом возрасте. Даже в первый год жизни можно выявить нарушения моторных или психических функций. Ранняя диагностика является залогом успешного лечения. Способы выявления синдрома ЗПМР:

  • тестирование;
  • сбор семейного, генетического анамнеза,
  • проведение лабораторных исследований (ультразвуковое исследование, магнитно-резонансная томография, электроэнцефалограмма);
  • обследования узких специалистов – невролога, психотерапевта, ортопеда, логопеда.
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Все о нарушениях сна. Классификация и методы лечения